100 ШАГОВ

План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ
Главы государства Нурсултана Назарбаева


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕДИНСТВО
ФОРМИРОВАНИЕ ПОДОТЧЕТНОГО ГОСУДАРСТВА
1 шаг
Модернизация процедуры поступления на госслужбу. Поступление на службу должно начинаться с низовых должностей.
В целях реализации данного шага пунктом 1 статьи 28 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» закреплено, что общий конкурс на занятие государственной должности, в котором принимают участие граждане, проводится для занятия низовой должности корпуса «Б», являющейся вакантной или временно вакантной. Принятые нормы регламентируют поступление на государственную службу с низовых должностей.
2 шаг
Отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение должны осуществляться на основе компетентностного подхода.
Выполняется методологическое сопровождение служб управления персоналом госорганов, направленное на внедрение карьерной модели.
3 шаг
Централизация процедуры отбора впервые поступающих на государственную службу за счет усиления роли Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан. Внедрение трехступенчатой системы отбора.
1 января 2016 года осуществлен переход к трехступенчатой системе отбора на государственную службу
4 шаг
Обязательный испытательный срок для впервые поступивших на государственную службу по формуле «3 + 3» (рубежный контроль соответствия через три месяца и через шесть месяцев соответственно).

До принятия нового закона для лиц, впервые поступающих на госслужбу, возможно было установление испытательного срока до трех месяцев. При этом испытательный срок не являлся обязательным условием при приеме на госслужбу. Такой срок иногда оказывается недостаточным для изучения человека. Анализ международного опыта показал, что во многих зарубежных странах испытательный срок может устанавливаться на более длительный срок. Например, в Австралии, Японии он определен до шести месяцев, а в Ирландии, Бельгии, США – до 1 года. Таким образом, можно сказать, что установление более длительных сроков испытания является достаточно распространенной практикой за рубежом. Поэтому с учетом передового зарубежного опыта и анализа текущей ситуации для лиц, впервые поступивших на госслужбу, и было установлено испытание на срок по формуле «3 + 3».

5 шаг
Повышение оплаты труда государственных служащих в зависимости от результатов деятельности.
Одним из механизмов перехода на оплату труда по результатам является разрабатываемый проект факторно-балльной шкалы. В отличие от действующей тарифной сетки факторно-балльная шкала позволит выстроить систему оплаты труда, учитывая масштаб, ответственность и сложность выполняемых функций. Такой подход отвечает полностью принципу «равная оплата за равный труд». Ее завершение планируется в 2017 году.
6 шаг
Переход на оплату труда по результатам. Для госслужащих – выполнение годовых индивидуальных планов; для госорганов – выполнение стратегических планов; для министров и акимов – специальные индикаторы качества госуслуг, качества жизни, привлечения инвестиций; для членов правительства – интегральные макроэкономические индикаторы.
Внедрена методика оценки административных госслужащих, обеспечивающая оплату труда по результатам.
7 шаг
Введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу государственных служащих.
Отложено решением Национальной комиссии.
8 шаг
Обязательное предоставление служебного жилья ротируемым госслужащим на период исполнения должностных обязанностей без права приватизации.
С целью реализации механизмов ротации и поддержки государственных служащих при переезде в другую местность законом предусмотрено предоставление служебного жилья, не подлежащего приватизации. Законодательством закреплена система регулярного обучения госслужащих, их переподготовки и повышения квалификации. В случае необходимости специалистов в госаппарате законодательно предусмотрена возможность приема таковых путем проведения общего конкурса.
9 шаг
Законодательное закрепление системы регулярного обучения госслужащих, повышение квалификации не реже одного раза в три года.
Утверждение приказа министра по делам государственной службы «Об утверждении методики расчета стоимости обучения государственных служащих».
10 шаг
Переход на конкурсный отбор для карьерного продвижения государственных служащих. Укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности.
Теперь дальнейшее карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. В конкурсах смогут участвовать госслужащие с опытом работы на нижестоящих должностях. При этом первоначально кандидаты будут отбираться среди работников госоргана, где заполняется вакансия. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор пройдет среди служащих всех госорганов.
11 шаг
Допуск к работе на госслужбе для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Республики Казахстан – сотрудников международных организаций. Их назначение может осуществляться по особым требованиям и отдельному перечню должностей. Этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой.
Для обеспечения сбалансированности, открытости и конкурентоспособности на государственную службу могут быть привлечены граждане из частного, квазигосударственного и гражданского секторов на основе общего конкурса. Это так называемый «боковой вход». С начала года на государственную службу приняты 1392 представителя частного сектора. Зарубежные менеджеры могут быть приняты на работу по решению Национальной комиссии по кадровой политике. Анализ потребностей государственных органов показал, что уже сегодня отдельные министерства и акиматы заинтересованы в иностранных экспертах. Они будут привлекаться только в случае отсутствия в нашей стране соответствующих профессионалов и для получения доступа к новым технологиям.
12 шаг
Внедрение новых этических правил. Разработка нового Этического кодекса госслужбы. Введение должности уполномоченного по вопросам этики.
В апреле 2016 года вышел новый Этический кодекс для госслужащих Казахстана. В соответствии с новыми правилами служебной этики государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг, не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.
13 шаг
Усиление борьбы с коррупцией, в том числе с разработкой нового законодательства. Создание в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции антикоррупционного спецподразделения для системного предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.
В сентябре 2016 года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О реорганизации Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан». Постановляю: Реорганизовать Министерство по делам государственной службы Республики Казахстан путем его преобразования в Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции как государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан. Установить, что Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции является уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы, системного предупреждения коррупционных проявлений и контроля за соблюдением качества оказания государственных услуг.
14 шаг
Принятие нового закона о государственной службе, распространяющегося на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных.
С 1 января 2016 года введен в действие Закон «О государственной службе».
15 шаг
Проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих после принятия нового закона о госслужбе, усиления квалификационных требований и внедрения новой системы оплаты труда.
Решением Национальной комиссии по модернизации срок проведения комплексной аттестации административных государственных служащих корпуса «Б» определен на 2018 год.
16 шаг
Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).
Казахстан перешел от пяти- к трехуровневой судебной системе. Такая модель судопроизводства соответствует всем международным стандартам. Основной результат перехода – это оперативное вступление в силу вынесенных судебных актов, исключение искусственного затягивания процесса.
17 шаг
Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.
Установлены высокие стандарты для кандидатов в судьи, что обеспечит приток в судейский корпус высокопрофессиональных юристов. Во-первых, была повышена планка к претендующим на должность судьи. Отныне судьей может стать гражданин, имеющий не менее 5 лет стажа специалиста в судебном процессе, либо лицо, имеющее не менее 10 лет стажа в юридический специальности. Действующий квалификационный экзамен дополнен психологическим тестированием, а также полиграфическим исследованием – детектором лжи.
18 шаг
Выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики.
Институт правосудия преобразован в академию при Верховном Суде. Академия работает по трем направлениям. Первое – это обучение по специализированной магистратуре, последующее повышение образования действующих судей. Далее – научные исследования в сфере судебной деятельности. По новым правилам в текущем году назначено 120 судей
19 шаг
Усиление подотчетности судей. Разработка нового Этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном жюри при Верховном Суде страны
Принят Кодекс судейской этики. Новый Этический кодекс учитывает Бангалорские принципы и правила поведения судей, касающиеся независимости, объективности, честности и неподкупности, равенства, соблюдения этических норм, компетентности и старательности судей, утверждает, что независимость судебной власти является базовым элементом права на справедливое судебное разбирательство, верховенство права и демократии. Реформирована деятельность Судебного жюри. В Судебном жюри теперь действуют две комиссии – квалификационная и дисциплинарная. Жюри оценивает работу судей через каждые 5 лет. А также осуществляется проверка знаний при участии в конкурсе на должность в вышестоящем суде.
20 шаг
Внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации.
Внедрена электронная фиксация судебных процессов, которая обеспечивает полноту и качество протокола судебного разбирательства. Проводится постепенное внедрение в суды первой инстанции системы видеоконференцсвязи.
21 шаг
Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
В 2016 году резко возросло количество дел, которые рассматриваются судом с участием присяжных заседателей. Возросло и количество уголовных дел, которые рассматриваются судом с участием присяжных заседателей, и возросло количество оправдательных приговоров. Оправдательные приговоры вынесены по семи уголовным делам на восемь лиц. В 2015 году судом присяжных заседателей были рассмотрены 54 дела, а за 10 месяцев 2016 года – 60 дел. Это 15% из всех поступивших подсудных дел, которые могут быть рассмотрены судом присяжных.
22 шаг
Обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
В настоящее время следственный судья санкционирует шестнадцать процессуальных действий. К полномочиям следственного судьи можно отнести санкционирование следственных действий. Он принимает решение о содержании под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение, экстрадиционном аресте. Кроме того, судья уполномочен продлить сроки содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста. Другие его обязанности – применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора и многое другое, отраженное в статье 55 Уголовно-процессуального кодекса.
23 шаг
Создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном Суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.

За первые полгода в спецколлегию для рассмотрения по правилам суда первой инстанции поступило 16 заявлений, по 14 из них истцами являются крупные инвесторы. Большинство заявлений – 10 – поступило из западного региона, где наблюдается наибольшая инвестиционная активность. Первые решения по этим делам вынесены в пользу инвесторов.

24 шаг
Создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае.
На стажировку в Великобританию направят судей и работников судов, занятых в создании Международного арбитражного центра AIFC.
25 шаг
Создание Международного совета при Верховном Суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный Суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.
22 февраля 2016 года состоялось первое заседание Международного совета при ВС РК. В работе заседания приняли участие члены Международного совета, судьи Верховного Суда и суда города Астаны, руководство Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде, а также представители Союза судей Казахстана. От зарубежных членов Совета присутствовали регистратор судов Дубайского международного финансового центра, президент Международной ассоциации по судебному администрированию Марк Биир, представитель юридической компании «Юльчон», Республика Корея, Хвачжун Ли, директор филиала компании «Бейкер и Маккензи – Си-Ай-Эс Лимитед», секретарь правления ассоциации «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» Куртис Мастерс. В качестве приглашенного эксперта принял участие судья суда Дубайского международного финансового центра Дэвид Стил (полный список участников первого заседания прилагается).
26 шаг
Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
Обязательное участие прокурора сохраняется только по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи массового нарушения трудовых, жилищных прав граждан, споры с участием трудовых коллективов и другие. Данные новации направлены на усиление диспозитивности гражданского судопроизводства.
27 шаг
Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей. Поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей.
С 1 января 2016 года в компетенцию ЧСИ перешли все категории исполнительных документов за исключением документов о взыскании с государства в пользу государства сумм свыше 1000 МРП, дела о выселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства. В настоящее время в портфеле у ЧСИ находятся на исполнении 1 млн 560 тыс. исполнительных документов, из них более 60 тыс. документов по социально значимым категориям дел, таким как взыскание алиментов, задолженности по заработной плате и другие.
28 шаг
Улучшение системы отбора сотрудников полиции на основе компетентного подхода. Внедрение специальной системы тестирования кандидатов в сотрудники и действующих сотрудников полиции для проверки личностных качеств и профессиональных навыков.
Для поступления на правоохранительную службу граждане будут проходить тестирование на знание законодательства, оценку личных качеств в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции. Успешное прохождение тестирования будет являться условием дальнейшего участия конкурсанта в процедурах отбора. По результатам тестирования на знание законодательства экзаменуемым будет выдаваться сертификат, по результатам оценки личных качеств – заключение, которое действуют в течение года, что дает право кандидатам участвовать в конкурсах всех правоохранительных органов.
29 шаг
Включение работников правоохранительных органов в систему государственной службы. Введение Единых правил прохождения службы с учетом ведомственных особенностей каждой правоохранительной службы.
С 2016 года на сотрудников правоохранительных органов распространены общие принципы прохождения службы, установленные для госслужащих.
30 шаг
Создание местной полицейской службы, подотчетной местным исполнительным органам и местному сообществу.
МПС начала функционировать в РК с 1 января 2016 года. На сегодняшний день численность подразделений, вошедших в местную полицейскую службу, составляет около 25 тыс. человек.
31 шаг
Обеспечение прозрачности полиции за счет создания системы общественных советов по рассмотрению жалоб граждан на действия полицейских, нарушающих этические нормы.
29 февраля в Министерстве внутренних дел РК состоялось первое заседание Общественного совета МВД, созданного в соответствии с Законом РК «Об общественных советах». В Совет вошло семнадцать человек, из них пять представителей МВД и 12 представителей гражданского общества Казахстана. Из правозащитных организаций были включены Жемис Турмагамбетова (Хартия за права человека), Куат Рахимбердин (Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности), Азамат Шамбилов (Международная тюремная реформа). Председателем Общественного совета избран известный представитель научно-правовой среды Когамов Марат Чекешевич, директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции Казахского гуманитарно-юридического университета, доктор юридических наук, профессор.
32 шаг
Cоздание интернет-портала «карта уголовных правонарушений» на основе национальной информационной системы «Карта уголовных правонарушений». На карте будут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране, в сроки не позднее одной недели после совершения. Это позволит общественности контролировать эффективность работы органов внутренних дел.
Создан и функционирует интернет-портал «Карта уголовных правонарушений». Применяются меры по расширению сферы практического применения портала, который сегодня охватывает все города и районные центры Казахстана.
33 шаг
Выстраивание эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.
Расширены функции условно-приговорной пробации. Теперь пробационный контроль осуществляется не только в отношении осужденных условно, но и в отношении осужденных к ограничению свободы. Внедрена постпенитенциарная пробация, которая предусматривает установление пробационного контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно. Также оказывается содействие в получении социально-правовой помощи лицам, в отношении которых установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы. Уголовно-исполнительные инспекции преобразованы в службу пробации.
34 шаг
Изучение международного опыта и выработка предложений по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями.
Для полного перехода в Казахстане на покамерное содержание осужденных необходимо будет построить 25 исправительных учреждений, что потребует серьезных финансовых вложений. Строительство одного такого специализированного исправительного учреждения на 1500 мест, которое соответствовало бы всем международным стандартам, оценивается в 18 млрд тенге. В связи с этим, учитывая огромную затратность указанных мероприятий, решение этой задачи видится в привлечении частных инвестиции. Это уже реализовано в развитых государствах, к примеру, в США, Великобритании и Франции.
35 шаг
Введение в рыночный оборот земель сельхозназначения с целью их эффективного использования. Внесение изменений в Земельный кодекс и др. законодательные акты.
Указом Президента РК от 6 мая 2016 г. № 248 был введен мораторий на применение нормы Закона от 2 ноября 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РК» до 31 декабря 2021 г. При этом МСХ РК в рамках земельной реформы разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования земельных отношений» (далее – законопроект), где предусмотрено сохранение и совершенствование института аренды сельхозземель для вовлечения их в оборот. Для обеспечения эффективного использования сельхозземель сохранен и усовершенствован институт аренды сельхозземель казахстанцами, установлен предельный (максимальный) размер сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам, ужесточены требования по предоставлению сельхозземель в приграничных зонах, определены площади пастбищ вокруг населенных пунктов, необходимых для удовлетворения нужд населения. МСХ РК разработан отдельный порядок предоставления сельхозземель в аренду на конкурсной основе путем создания конкурсной комиссии с участием общественных советов и объединений, Национальной палаты предпринимателей, при этом доля представителей общественности в конкурсной комиссии составит не менее 50%.
36 шаг
Упрощение процедуры смены целевого назначения земельного участка. Регулярный мониторинг использования сельхозземель. Передача всех неиспользуемых угодий в государственный фонд для дальнейшей реализации.
Предусмотрены в законопроекте: усиление госконтроля за рациональным использованием сельхозземель путем постоянного мониторинга специально созданной комиссией с участием общественности (в течение первых 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне – каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет), утверждение типовой формы договора аренды (между МИО и арендатором) для усиления ответственности землепользователей. Результаты указанного мониторинга будут служить основанием для принятия решения о продлении срока аренды земельного участка либо его принудительного изъятия для последующего перераспределения. Создается достоверная база данных о количественном и качественном состоянии сельхозземель и их кадастровой стоимости, что послужит основой для планирования использования сельхозземель и контроля за их рациональным использованием. Касательно передачи всех неиспользуемых угодий в государственный фонд для дальнейшей реализации законопроектом предусмотрено сокращение сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель. По результатам ревизии сельхозземель за 2012-2014 годы выявлено 7,4 млн га неиспользуемых сельхозземель. По данным МИО, возвращено в госсобственность путем изъятия 3,1 млн га сельхозземель с 2012 года по 01.10.2016, в том числе 1,0 млн га с момента принятия Плана. По данным МИО, реализовано и вовлечено в сельхозоборот 5,3 млн га, в том числе 1,9 млн га из возвращенных в госсобственность сельхозземель путем изъятия с 2012 года по 01.10.2016. В том числе с момента принятия Плана реализовано и вовлечено в сельхозоборот 1,6 млн га, в том числе 0,8 млн га из возвращенных в госсобственность сельхозземель путем изъятия.
37 шаг
Оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур. Сокращение количества таможенных ставок в рамках Таможенного союза по модели «0-5-12» в рамках однородных товарных групп на 6 знаках ТН ВЭД.
Пакет предложений по сокращению количества импортных таможенных ставок по модели «0-5-12» в рамках однородных товарных групп на 6 знаках ТН ВЭД в августе 2015 года направлен в Евразийскую экономическую комиссию в целях рассмотрения государствами – членами ЕАЭС. Консультации с государствами – членами ЕАЭС по предложениям казахстанской стороны продолжаются.
38 шаг
Введение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами. Развитие системы электронного декларирования (внедрение автоматизированной системы таможенной очистки товаров). Сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки.
В рамках внедрения принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами разработана информационная система «АСТАНА-1», она сейчас находится в режиме пилотной эксплуатации и будет введена в промышленную эксплуатацию с июля 2017 года. Внедрение «единого окна» позволит упростить процедуры торговли, улучшить обмен информацией между участниками ВЭД и государственными органами.
39 шаг
Интеграция таможенной и налоговой систем. Импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товара на территорию Казахстана до его реализации.
Вопрос совершенствования механизма взимания косвенных налогов и рассмотрения вопроса введения налога с продаж найдет свое отражение в новом Налогово-таможенном кодексе, который вступит в силу с 2018 года.
40 шаг
Введение режима таможенной очистки «постфактум». Предоставление отдельным категориям участников ВЭД возможности выпуска товара до подачи декларации на товары.
Предложения казахстанской стороны по введению режима таможенной очистки «постфактум» поддержаны всеми сторонами государств – членов ЕАЭС и включены в проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который планируется подписать в декабре 2016 года.
41 шаг
Упрощение процедуры легализации имущества и денежных средств. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
Реализация данного шага позволила включить в экономический оборот 116,7 тыс. объектов и ценных бумаг на сумму свыше 1 трлн тенге, денежных средств на сумму 2, 2 трлн тенге.
42 шаг
Внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов с 1 января 2017 года для государственных служащих с последующим поэтапным переходом для всех граждан.
Переносится на 1 января 2020 года.
43 шаг
Создание сети центров для приема и обработки налоговых деклараций. Центры получат доступ к единому архиву электронных документов налогоплательщиков. Внедрение системы управления рисками. Декларанты будут ранжироваться по категориям риска для принятия решения о налоговом контроле. После первой сдачи декларации физические лица не будут подлежать повторной проверке в течение трех лет.
Отложено на 2018-2020 годы. Это связано с необходимостью подготовки информационных систем, с неполной актуальностью баз данных государственных органов, неполным покрытием сетью интернет сельской местности, необходимостью создания достаточного количества мобильных центров обслуживания населения и проведения более детальных разносторонних исследований.
44 шаг
Совершенствование механизмов взимания косвенных налогов. Детальное рассмотрение вопроса введения налога с продаж вместо налога на добавленную стоимость.
Вопрос совершенствования механизма взимания косвенных налогов и рассмотрения вопроса введения налога с продаж найдет свое отражение в новом Налогово-таможенном кодексе, который вступит в силу с 2018 года.
45 шаг
Оптимизация действующих налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.
46 шаг
Оптимизация процесса получения разрешений. Введение трехступенчатого принципа получения строительного разрешения («30-20-10»).
Внесены изменения в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» и разработаны единые Правила организации застройки территории и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства с применением принципа «одного окна». Срок выдачи исходно-разрешительных документов на проектирование и строительство сокращен более чем в два раза – с 40 до 17 рабочих дней в зависимости от сложности объекта.
47 шаг
Поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации. Передача экспертизы проектов в конкурентную среду.
Внесены необходимые поправки в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», в части поэтапной передачи экспертизы проектов в конкурентную среду. Утвержден План мероприятий по передаче объемов экспертных работ в конкурентную среду.
48 шаг
Внедрение ресурсного метода определения сметной стоимости строительства. Введение нового метода ценообразования в строительстве позволит определять сметную стоимость строительства объектов в текущих ценах с реальной рыночной стоимостью материалов, изделий, оборудования и заработной платой, а также обеспечит оперативное обновление сметно-нормативной базы новыми материалами, оборудованием и технологиями.
Внесены изменения в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК». В части ценообразования в строительстве ресурсным методом утверждены 14 основных нормативных правовых актов и 350 сметно-нормативных документов.
49 шаг
Внедрение системы еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил (СНиП).
Министерством образования и науки разработаны и утверждены новые типовые учебные программы по специальностям «строительство» и «производство строительных материалов, изделий и конструкций» с учетом положений строительных норм, идентичных еврокодам (СН РК ЕN). На базе АО «КазНИИСА» организованы курсы переподготовки и повышения квалификации для специалистов строительной сферы, а также профессорско-преподавательского состава вузов по применению еврокодов. В декабре 2016 года будет завершена разработка типовых проектов 9-этажного многоквартирного дома по пяти климатическим районам, разработанным по новой нормативной базе с дальнейшей передачей местным исполнительным органам для привязки и реализации.
50 шаг
Реорганизация отрасли электроэнергетики. Внедрение модели «единого закупщика». Это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами.
Создана необходимая законодательная база с пересмотром действующего механизма тарифообразования. С 1 января 2019 года будет введен рынок мощности и внедрена модель «единого закупщика». Это сгладит различия в тарифах на электроэнергию между регионами, обеспечит окупаемость затрат энергопроизводящих организаций и создаст благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасль.
51 шаг
Укрупнение региональных электросетевых компаний (РЭК).
В проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» министерство энергетики предлагает механизмы укрупнения региональных электросетевых компаний. Предполагается освобождение энергопередающих организаций от корпоративного подоходного налога и налога на имущество при принятии на баланс бесхозяйных электросетей. Будут сняты запреты на передачу электроэнергии, предусмотренные законодательством в сфере естественных монополий. Возможен пересмотр предельных уровней тарифов на передачу электричества. Находящиеся на балансе госпредприятий вновь построенные подстанции и электросети могут быть переданы на баланс энергопередающих организаций.
52 шаг
Внедрение новой тарифной политики в электроэнергетике, стимулирующей инвестиции в отрасль. Изменение структуры тарифа.
В рамках реорганизации отрасли электроэнергетики Министерством энергетики РК ведется работа внедрению новой тарифной политики, стимулирующей инвестиции в отрасль. Согласно поручению президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева тариф на электроэнергию будет разделен на две части. Первая - тариф на электроэнергию. Это переменная часть, которая обеспечивает окупаемость затрат на производство электрической энергии. Вторая часть – тариф на мощность – постоянная величина. Она обеспечивает возвратность вложенных инвестиций. Внедрение новых стандартов намечено на 2019 год.
53 шаг
Изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР.
Разработан 2-этапный подход по изменению концепции работы антимонопольного органа и ее приведению в соответствии со стандартами ОЭСР. По итогам реализации первого этапа принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, куда имплементирован Закон Республики Казахстан «О конкуренции». В рамках первого этапа внесен ряд изменений.
54 шаг
Укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей.
Распоряжением Президента Республики Казахстан от 19 февраля 2016 года № 59 бизнес-омбудсменом назначен Палымбетов Болат Абылкасымович. 14 марта 2016 года НПП сформирован аппарат бизнес-омбудсмена и утверждено его положение, которое определяет структуру и порядок работы его аппарата.
55 шаг
Привлечение минимум десяти ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки.
По информации МИР, по 55-му шагу всего 30 проектов: введены в эксплуатацию 2, начато строительство 3, прорабатываются 25 проектов (в том числе 3 по АПК и пищевой промышленности, 1 – по с/х машиностроению). Начаты переговоры по проектам «Создание маслоэкстракционного завода по переработке масла и сои», «Вилмар» (Сингапур), «Производство комбайнов на производственной площадке «Агромашхолдинга», «СиЭнЭйч индастриал» (Нидерланды). Для привлечения ТНК компаний МСХ РК через МИД (письмо от 24 июня 2016 года № 8-3-9/2644-И) и МИР (письмо №04-3-24/6834 от 31.05.2016) направлены запросы Советникам по инвестициям Посольств Республики Казахстан в Германии, Франции, КНР, Великобритании и Южной Корее, а также зарубежным представительствам акционерного общества «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» о предоставлении информации о направлениях и условиях, интересующих зарубежных инвесторов для создания проектов в АПК в РК. МСХ совместно с агентством KAZNEX INVEST МИР в рамках визита испанской бизнес-делегации (апрель 2016 г.) проведена встреча с ТНК Campofrio Food Group, где были презентованы возможности инвестиционного климата Казахстана, меры государственной поддержки в АПК. МСХ оказывает содействие МИР в поиске потенциальных партнеров для проекта с казахстанской стороны. Так, 28 ноября 2016 года в рамках делового совета «Испания – Казахстан» были запланированы переговоры МСХ с компанией для обсуждения условий реализации проекта по созданию мясокомбината в РК.
56 шаг
Создание в приоритетных секторах экономики СП с «якорными инвесторами» – международными стратегическими партнерами (по примеру «Эйр Астаны», «Тенгизшевройла», завода по строительству локомотивов КТЖ). В дальнейшем доля государства в совместных предприятиях будет выведена на IPO. Создание благоприятного миграционного режима по примеру США, Канады, Австралии для привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.
В настоящее время в активной проработке находится несколько новых проектов, из них в 2017 году начнется строительство по пяти объектам. Это французская компания Air Liquid, которая будет производить технические газы в Атырауской и Павлодарской областях. Компания Veolia будет строить опреснительный завод в Мангистауской области на 68 млрд тенге, компания Sinochem ведет переговоры с ТОО «Казфосфат» по производству фосфатных удобрений. Также компания Wengfu Group планирует производство фосфатных удобрений на базе месторождения Чилисай в Актюбинской области, и пятый проект – это американская компания Grace по производству катализаторов в Атырауской области.
57 шаг
В настоящее время в активной проработке находится несколько новых проектов, из них в 2017 году начнется строительство по пяти объектам. Это французская компания Air Liquid, которая будет производить технические газы в Атырауской и Павлодарской областях. Компания Veolia будет строить опреснительный завод в Мангистауской области на 68 млрд тенге, компания Sinochem ведет переговоры с ТОО «Казфосфат» по производству фосфатных удобрений. Также компания Wengfu Group планирует производство фосфатных удобрений на базе месторождения Чилисай в Актюбинской области, и пятый проект – это американская компания Grace по производству катализаторов в Атырауской области.
В рамках развития пляжного и оздоровительного туризма на озере Алаколь за 10 месяцев 2016 года введено в эксплуатацию 30 объектов приема туристов. С целью развития пляжного и оздоровительного туризма в Баянауле ведется строительство домов отдыха «Жулдыз» на 150 номеров и «Жана Баян» на 200 номеров. На озере Балхаш в рамках развития пляжного туризма в 2016 году реализовано четыре проекта на сумму 875 млн тенге. Также ведется строительство Республиканской базы лыжного спорта и гольф-клуба в городе Щучинске. Запущены новый лечебный корпус с современным медицинским оснащением на территории санатория «Алмаз» и лечебный комплекс с современным медицинским оборудованием.
58 шаг
Привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры.
В текущем году подписано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на сумму 150 млн долларов на развитие платных дорог. В целях изучения мирового опыта были подписаны меморандумы с компаниями viaTOLL, Korea Expressway, National Toll Payment Services PLC и Far Eastern Electronic Toll Collection Co. По результатам работы определена система платных дорог и начата разработка проектно-сметной документации.
59 шаг
Привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных договоров. Их основная задача – стимулирование развития частных энергосервисных компаний для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.
Совместно с немецким энергетическим агентством Dena разрабатывается рыночная модель энергосервисных компаний в Республике Казахстан. Привлечение немецких ЭСКО на казахстанский рынок.
60 шаг
Привлечение стратегических инвесторов для развития производства молока и молочной продукции.
Подготовлен инвестиционный контракт по строительству молокоперерабатывающего завода компанией «Лакталис» (Франция). Производственная мощность – до 100 тонн в сутки, стоимость проекта – 15 млн евро (5,4 млрд тенге). Инвестиции: 100% средства иностранного инвестора. Компанией «Голден Кэмэл групп» (КНР) начато строительство завода по переработке верблюжьего и кобыльего молока. Производственная мощность – до 100 тонн в сутки, стоимость проекта – 25 млн долларов США (8,5 млрд тенге). Инвестиции: 100% средства зарубежного инвестора. В реализацию Закона «О сельскохозяйственных кооперативах» по состоянию на 8 ноября 2016 года зарегистрировано 564 сельскохозяйственных кооператива, в том числе 81 сельхозкооператив, ориентированный на заготовку и реализацию молока. Это позволяет заготовить 40 тыс. тонн молока в год с вовлечением более чем 8,0 тыс. ЛПХ. Для финансирования создания кооперативов в рамках «Дорожной карты занятости» предусмотрено 31,8 млрд тенге.
61 шаг
Привлечение стратегических инвесторов для развития производства и переработки мяса.
Группой компаний «Кремонини» (Италия) начато проектирование строительства мясоперерабатывающего комплекса. Производственная мощность – 25 тыс. тонн говядины в год, стоимость проекта – 60 млн евро (22 млрд тенге). Инвестиции: 100% средства иностранного инвестора. Компанией «Рифа Холдинг» (КНР) совместно с казахстанской компанией ТОО «Евразия Агро Холдинг» проектируется мясоперерабатывающий комплекс. Производственная мощность – 17 тыс. тонн баранины в год, стоимость проекта – 12,5 млн долларов США (4,2 млрд тенге). Зарубежные инвестиции: 49%. Компанией «Аль Рамиз Интернейшнл» (Саудовская Аравия) подписан контракт по строительству птицефабрики бройлерного направления. Казахстанским партнером выступает ТОО «Ak Kazyna Group». Производственная мощность – 30 тыс. тонн мяса птицы в год, стоимость проекта – 92 млн долларов США (31,2 млрд тенге). Зарубежные инвестиции: 66% Компанией «Ситик» (КНР) совместно ТОО «Макинская птицефабрика» ведется строительство птицефабрики бройлерного направления (со второй половины 2016 года). Производственная мощность – 60 тыс. тонн мяса птицы в год, стоимость проекта – 122 млн долларов США (41,4 млрд тенге). Зарубежные инвестиции: 49%. Компанией «Бауман» (Германия) планируется реализация инвестиционного проекта по строительству мясоперерабатывающего комплекса. Производственная мощность – 15 тыс. тонн баранины в год, стоимость проекта – 18 млн евро (6,5 млрд тенге). Инвестиции: 100% средства иностранного инвестора.
62 шаг
Реализация инициативы «Национальные чемпионы» с ориентацией на поддержку конкретных компаний –лидеров среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики.
Из поданных более 300 заявок было отобрано 32 компании, из которых 20 – из отрасли АПК, 7 – из отрасли машиностроения и 5 – из отрасли производства стройматериалов. 18 мая текущего года перечень компаний-участниц утвержден Управляющим комитетом программы. (Перечень компаний вы можете найти ниже.) На данный момент начата диагностика компаний-участниц, по итогам которой с каждой компанией будет разработан индивидуальный план мероприятий, включающий рекомендации для дальнейшего развития компании.
63 шаг
Развитие двух инновационных кластеров как основы формирования наукоемкой экономики.
В «Астана бизнес-кампусе» Назарбаев Университета будут размещены научные центры и лаборатории для проведения совместных научно-исследовательских проектов и опытно-конструкторских работ, а также их дальнейшей коммерциализации. Для реализации конкретных производственных проектов парк инновационных технологий будет привлекать местные и зарубежные высокотехнологичные компании. В целях создания критической массы высокотехнологичных компаний разработана и запущена программа «Стартап Казахстан». Привлечено до 500 отечественных и зарубежных высокотехнологичных компаний для совместной работы.
64 шаг
Разработка Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», содержащего механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Переориентация структуры научных грантов и программ на нужды государственной программы индустриально-инновационного развития.
Принят Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Он направлен на стимулирование бизнеса к внедрению отечественных технологий, коммерциализации результатов научно-технической деятельности. А также сокращены сроки проведения конкурсов (с 1 года до 95 дней, экспертизы проектов коммерциализации – с 45 до 30 дней). Ожидается, что это позволит увеличить количество коммерциализируемых грантовых проектов до 20% от общего числа прикладных исследований к 2019 году.
65 шаг
Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки.
Ведется работа по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор». 1.Сдана в коммерческую эксплуатацию первая очередь строительства сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». 2. Завершено расширение Актауского международного морского порта. 3. Произведен спуск на воду сухогрузов «Жібек жолы» и «Атамекен», в 2017 году планируется приобретение 1 универсального железнодорожного парома. 4. Запущены контейнерные поезда из Китая в Украину/Турцию через Казахстан.
66 шаг
Создание международного авиационного хаба.
Для создания международного авиационного хаба под Алматы привлечен инвестор «MG Холдинг» по строительству нового аэропорта г. Алматы и созданию города-спутника с развитием туризма.
67 шаг
Развитие авиаперевозчика «Эйр Астана» как крупного международного оператора.
Для развития авиаперевозчика «Эйр Астана» как крупного международного оператора подготовлен бизнес-план по созданию региональной авиакомпании со статусом государственного грузового авиаперевозчика. В рамках 67-го шага «Эйр Астана» в 2015 году перевезла 3,9 млн пассажиров на 21 внутреннем и 44 международных маршрутах. К 2020 году этот показатель будет увеличен до 6 млн пассажиров. В парке воздушных судов авиакомпании в настоящее время находится 31 самолет. Кроме того, в ноябре текущего года получен первый самолет типа Airbus А320neo, а до конца 2020 года ожидается поставка 11 ВС этого семейства. К 2020 году парк ВС будет составлять ориентировочно 43 самолета.
68 шаг
Улучшение эффективности государственного регулирования авиаперевозок.
Для улучшения эффективности государственного регулирования авиаперевозок и деятельности Комитета гражданской авиации подписан меморандум о взаимопонимании между МИР РК и Британским агентством гражданской авиации (UKCAA), заключить контракт с UKCAA планируется в январе 2017 года.
69 шаг
Превращение Астаны в деловой, культурный и научный центр Евразии, притягивающий исследователей, студентов, предпринимателей, туристов со всего региона. Одновременно в городе будет создана современная международная транспортно-логистическая система, включающая новый терминал аэропорта.
Для превращения Астаны в деловой, культурный и научный центр Евразии уже реализуется ряд приоритетных инфраструктурных проектов на сумму 113,8 млрд тенге. Реализуется проект «Новая транспортная система» (LRT), уже подписаны кредитное соглашение и ЕРС-контракт при участии консорциума в составе компании Beijing State – Owned Assets Management Co., Ltd и корпорации China Railway International Group. Запущен регулярный экскурсионный маршрут, созданы туристический интернет-портал и мобильное приложение AstanaGuide с возможностью виртуальных 3D-прогулок по городу. Создана Казахская национальная академия хореографии. В целях укрепления позиций Астаны как крупного делового центра и создания инвестиционной привлекательности создан Международный финансовый центр Астана с независимой судебной системой с собственной юрисдикцией и ведением документации на английском языке.
70 шаг
Создание международного финансового центра Астана (AIFC) на базе инфраструктуры Astana EXPO-2017 с приданием ему специального статуса.
С 1 января 2016 года создано юридическое лицо – АО «Администрация МФЦА» – с капитализацией в 1,74 млрд тенге, обеспечивающее деятельность МФЦА и представляющее его интересы, а также осуществлена передача прав владения и пользования пакетом акций акционерного общества министерству финансов. В рамках подписанных меморандумов Администрацией МФЦА начато сотрудничество с Программой Развития ООН, Европейским банком реконструкции и развития, The CityUK, Группой Исламского банка развития, Bloomberg, Reuters. В целом полноценное функционирование МФЦА планируется с 2018 года.
71 шаг
Разработка стратегии развития финансового центра со специализацией на обслуживании рынков капитала и исламском финансировании.
26 мая 2016 года проведено первое заседание Совета по управлению финцентром, в рамках которого одобрена стратегия развития МФЦА, структуры органов центра, а также создан комитет центра по регулированию финансовых услуг. Предоставлены налоговые льготы органам, участникам МФЦА, а также сотрудникам органов МФЦА сроком на 50 лет. В результате функционирования МФЦА ожидается долгосрочный положительный эффект – это содействие экономическому росту и повышению производительности труда, привлечение в страну высокопрофессиональных трудовых ресурсов из-за рубежа, дальнейшая интеграция Казахстана в мировую экономику.
72 шаг
Введение английского языка в качестве официального на территории финансового центра. Самостоятельное законодательство центра должно составляться и применяться на английском языке.
С 2018 года.
73 шаг
Обеспечение международной транспортной доступности финансового центра.
Проведение переговоров с авиационными властями Японии по открытию воздушного сообщения Астана – Токио с 2017 года. Проведение переговоров с авиационными властями США по открытию воздушного сообщения Астана – Нью-Йорк с 2019 года.
74 шаг
Повышение прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых CRIRSCO.
Для гармонизации казахстанских стандартов недропользования с международными стандартами в июне 2016 года объединением CRIRSCO принят Казахстанский кодекс KAZRC. В целом переход на международную систему стандартов отчетности CRIRSCO и SPE-PRMS, а также переход на австралийский метод недропользования будет реализован после принятия в 2018 году Кодекса «О недрах и недропользовании». В рамках пилотного режима заключено 18 контрактов на недропользование в упрощенном порядке. В целом реализация указанных мероприятий позволит повысить инвестиционную привлекательность минерально-сырьевого комплекса Казахстана, выявить прогнозные минеральные ресурсы на перспективных площадях, повысить рейтинг конкурентоспособности Казахстана не менее чем на 10 позиций в ближайшие 3 года после принятия Кодекса о недрах.
75 шаг
Введение для всех полезных ископаемых упрощенного метода заключения контрактов с использованием лучшей мировой практики.
В рамках реализации 75-го шага с ноября 2015 года в пилотном режиме начато предоставление права недропользования по упрощенному методу для проведения разведки на слабоизученных участках недр в районе города Степногорска. В настоящий момент по данному методу уже заключено 18 контрактов на недропользование. В 2016-2017 годах будет осуществлено закрепление территорий в районе Жезказгана.
76 шаг
Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ.
В Государственной программе развития образования и науки предусмотрен поэтапный переход на обновленные стандарты обучения с 2016 года – 1 классов, с 2017 года – 2, 5, 7 классов, с 2018 года – 3, 6, 8, 10 классов, с 2019 года – 4, 9, 11 классов. Проводится апробация подушевого финансирования в 63 школах 5 регионов республики, с 2017 года будут подключены к апробации еще 10 пилотных школ в городах Астана и Алматы. По итогам положительной апробации в 2019 году планируется полномасштабное внедрение подушевого финансирования во всех полнокомплектных школах.
77 шаг
Подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны.
В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы ведется подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны. Для проведения среди обучающихся профориентационной работы, оказания им помощи в профессиональном самоопределении, создания необходимых условий для трудового и профессионального обучения в девяти регионах страны сегодня действуют 29 учебно-методических комбинатов с охватом свыше 20 тыс. учащихся 5-11 классов.
78 шаг
Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой.
Проводится работа по расширению самостоятельности вузов. Четыре вуза преобразованы в некоммерческие акционерные общества. Данные меры позволят последовательно внедрить стандарты ОЭСР по развитию человеческого капитала и повысить конкурентоспособность отечественной системы образования.
79 шаг
Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах. Главная цель – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.
С 2019 года предусмотрен поэтапный переход обучения отдельных предметов (физика, химия, биология, информатика) с русского языка на английский в старших классах.
80 шаг
Внедрение обязательного социального медицинского страхования.
9 декабря на пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты палаты приняли в первом и во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования», информирует пресс-служба МЗСР РК. Законопроектом предусматривается изменение сроков начала уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования и, соответственно, перенос сроков начала функционирования всех процессов системы обязательного социального медицинского страхования. Таким образом, начало перечисления взносов от государства в фонд предлагается перенести с 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года.
81 шаг
Развитие частной медицины, внедрение корпоративного управления в медучреждениях. В целях повышения доступности и качества услуг за счет конкуренции на основе финансирования первичной медико-социальной помощи в условиях социального медицинского страхования обеспечить переход медицинских организаций на принципы корпоративного управления. Стимулировать приватизацию государственных медицинских организаций, расширить предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через негосударственные организации.
Для обеспечения эффективности и прозрачности деятельности медицинских организаций создан Центр корпоративного управления в системе здравоохранения. Для развития частной медицины в рамках Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы на приватизацию предусмотрено 20 объектов здравоохранения, из которых уже приватизированы 6. Проведена инвентаризация организаций государственной собственности, по итогам которой в конкурентную среду будет передан еще ряд объектов здравоохранения.
82 шаг
Создание объединенной комиссии по качеству медицинских услуг при Министерстве здравоохранения и социального развития РК.
В целях внедрения передовых стандартов медицинского обслуживания при Министерстве здравоохранения и социального развития РК создана Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг (ОКК), которая уже начала свою работу.
83 шаг
Либерализация трудовых отношений. Разработка нового Трудового кодекса.
В 2016 году введен в действие новый Трудовой кодекс РК.
84 шаг
Оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
С 1 января 2018 года будут внедрены новые подходы по оказанию адресной социальной помощи (ЗРК от 28 октября 2015 года). Так, АСП в новом формате будет предоставляться семьям с доходами ниже 50% величины прожиточного минимума (в настоящее время – 40%) при условии обязательного участия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости и заключения с этой целью социального контракта.
85 шаг
Разработка проекта патриотического акта «Мәңгілік Ел»
Полностью реализован проект общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел». Значительным достижением в обеспечении общественно-политической стабильности, повышении эффективности взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений стало принятие Закона «Об Ассамблее народа Казахстана».
86 шаг
Разработка и реализация масштабного проекта Ассамблеи народа Казахстана «Большая страна – большая семья».
Впервые в Казахстане в рамках реализации концепции культурной политики была успешно запущена ежегодная общеевропейская акция «Ночь в музее». Создан Центр сближения культур. Работа центра направлена на сохранение и продвижение культурного разнообразия и межрелигиозного диалога в странах Центральной Азии. Открыт театр «Астана Мюзикл». В составе театра будут работать лучшие выпускники Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Разработаны план и алгоритм взаимодействия со СМИ, телеканалом «Білім және Мәдениет» и социальными сетями путем создания цикла статей и телепередач о деятельности музеев. Это позволит привлечь еще больше посетителей в музеи страны и популяризировать среди населения историко-культурное наследие. Разработаны инструкция и правила, четко регулирующие сферу музейной деятельности и полностью соответствующие реализации задач по модернизации формата музеев. В рамках проекта «Большая страна – большая семья» была проведена общенациональная благотворительная кампания «Караван милосердия». Успешно функционирует республиканская база благотворителей, меценатов, предприятий, организаций и общественных фондов, занимающихся благотворительной деятельностью. База постоянно пополняется и обновляется. В настоящее время по данному плану проведено всего 13 409 мероприятий. В том числе 746 мероприятий на республиканском, 12 662 мероприятия на региональном и одно мероприятие на международном уровне. Также проведены мероприятия в 7257 населенных пунктах, где в них участвовали 3 259 059 человек.
87 шаг
Разработка и реализация национального проекта укрепления гражданской идентичности «Менің Елім», в рамках которого предусмотрена реализация серии технологичных проектов.
Казахстаном ратифицирована Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Созданы и успешно действуют отраслевые художественные советы, регулирующие театральную, музыкальную деятельность, цирковое искусство, киноиндустрию, библиотечное дело, музейное дело и деятельность заповедников-музеев, археологию, хореографическое искусство, изобразительное искусство, архитектуру и дизайн, литературу и книгоиздание. Урегулирована деятельность цирков как организаций специфической отрасли культуры. Ежегодно за бюджетные деньги выпускаются книги известных казахстанских и мировых писателей, поэтов, которые в дальнейшем направляются для пополнения в сети библиотек по всей стране. Утверждена Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года, соответствующая стандартам ОЭСР. В настоящее время индикатор по охвату граждан занятиями физической культурой и спортом вырос до 4 млн 581 тыс. человек, или 26,3%, вместо запланированных 26% и показал рост на 0,3%. В рамках дальнейшей реализации концепции прогнозируется ежегодный рост этого целевого индикатора на 1,2%.
88 шаг
Разработка и реализация национального проекта по продвижению идеи Общества всеобщего труда, который направлен на продвижение идеи общества всеобщего труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», второй пятилетки индустриализации, а также персональных историй успехов казахстанцев (героев нашего времени), добившихся благодаря государственной политике высоких результатов в трудовой, предпринимательской, научно-образовательной и другой профессиональной деятельности за годы независимости, престижности и популярности в обществе рабочих и профессионально-технических специальностей, отвечающих потребностям государственной политики индустриализации и реализации Стратегии «Казахстан-2050».
В Казахстане реализуются масштабные медиапроекты «100 историй успехов» и «Лига профессионалов». В среднеспециальных и высших учебных заведениях введены типовые программы по изучению Общества всеобщего труда. На базе колледжей созданы 15 ресурсных центров опережающей подготовки кадров. Модернизированы проекты «Серпiн», «С дипломом в село», «Молодежная практика», которая реализуется как компонент «Дорожной карты занятости 2020», более 26 тыс. молодых людей получили господдержку.
89 шаг
Разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік Ел» в действующие учебные программы школьного образования.
Внесены изменения и дополнения в государственную программу развития и функционирования языков на 2011-2020 годы. Основополагающим принципом станет развитие трехъязычной модели обучения. Учитывая процесс глобализации, а также активное развитие коммуникаций, индустрии туризма, изучение языков является важнейшим приоритетом и конкурентным преимуществом казахстанских выпускников. В целях систематизации ономастических работ запущена и представлена единая электронная ономастическая база – сайт Atau.kz. Данная база представляет собой систему, охватывающую статистику обо всех улицах и населенных пунктах республики.
90 шаг
Информационное сопровождение и продвижение реализации пяти институциональных реформ, а также идеи казахстанской идентичности в СМИ, интернете, массмедиа нового поколения, а также в социальных сетях.
Утвержден комплексный план «Мәңгілік Ел» по созданию серии масштабных проектов, повествующих об истории страны с древнейших времен, казахстанской культуре, современной жизни страны, исторических личностях и гражданах – героях нашего времени, – на 2015-2020 годы. Ведется работа по разработке концепции развития кинематографии в Республике Казахстан до 2050 года, где будут предусмотрены вопросы изменения подхода к финансированию производства фильмов.
91 шаг
Переход государственного управления к госуправлению по конкретным результатам в рамках стандартизированных и минимальных процедур мониторинга, оценки и контроля.
Введена норма по утверждению ежегодных меморандумов для руководителей центральных государственных органов и акимов регионов, где определены ключевые целевые индикаторы, по результатам которых будет проводиться оценка результативности их деятельности.
92 шаг
Формирование компактной системы государственного планирования.
Указом Президента РК от 26 января 2016 года №182 внесены изменения в Указ Президента РК от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» в части сокращения количества государственных программ с 10 до 8 путем упразднения Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы и интеграции Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года в Государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол».
93 шаг
Внедрение новой системы аудита и оценки работы государственного аппарата. Оценка государственных программ будет проводиться один раз в три года. Оценка результативности государственных органов будет осуществляться ежегодно по стратегическим планам.

Указом Президента РК от 21 ноября 2016 года №371 внесены изменения и дополнения в действующую систему оценки, которые предусматривают: 

- введение института внешней независимой оценки. Будет создана Комиссия по оценке деятельности госорганов, в которую будут входить представители Правительства РК, Администрации Президента РК, палат Парламента РК и общественных советов; 

- привлечение общественных советов и независимых экспертов к оценке работы государственных органов; 

- сокращение 5 направлений оценки до 3 блоков.

94 шаг
Внедрение «Открытого правительства».
1 января 2016 года вступил в силу Закон «О доступе к информации». В данном законе закреплены нормы по размещению общедоступной информации на порталах «Открытого правительства».
95 шаг
Внедрение практики ежегодных публичных выступлений руководителей государственных органов перед населением о достижении ключевых показателей стратегических планов и программ развития территорий и размещение их отчетов на официальных веб-сайтах. Внедрение практики ежегодных отчетов о результатах деятельности руководителей национальных вузов перед учащимися, работодателями, представителями общественности и СМИ.

По информации местных исполнительных органов, всего проведено 6986 отчетных встреч, в которых приняло участие 808,2 тыс. человек, выступило 17,8 тыс. человек, от населения поступило 15 978 предложений. В течение мая – июня проведены отчетные встречи 12 министрами (за исключением министерств обороны, информатизации и коммуникации), в которых приняло участие более 18 тыс. граждан, а также члены Правительства РК, руководители нацкомпаний, депутаты Парламента РК, государственные инспекторы Администрации Президента РК. В подготовке и проведении итоговых отчетных встреч министров с населением были задействованы общественные советы министерств. Итоги проведенных отчетных встреч размещены на официальных интернет-ресурсах центральных исполнительных и местных исполнительных органов отчетов.

96 шаг
Обеспечение онлайн-доступности статистических баз данных центральных государственных органов.
«Открытое правительство» состоит из пяти компонентов: открытые данные, открытые НПА, открытый диалог, открытые бюджеты и оценка эффективности деятельности госорганов. Четыре портала из пяти уже работают, а запуск портала оценки эффективности деятельности госорганов планируется произвести до конца 2016 года.
97 шаг
Расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления. Передача не свойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
Создана комиссия для выработки предложений по вопросам передачи государственных функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Одобрены основные подходы по передаче функций госорганов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Создана экспертная группа по инвентаризации функций государственных органов, предлагаемых к передаче в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Созданы рабочие группы центральных и местных исполнительных органов по инвентаризации функций государственных органов, предлагаемых для передачи в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Экспертной группой рассмотрены результаты проведения инвентаризация функций государственных органов и определен перечень функций государственных органов для проведения анализа готовности рынка и анализа регуляторного воздействия. Одобрен перечень функций государственных органов для проведения анализа готовности рынка и анализа регуляторного воздействия, для последующего опубликования на официальных сайтах Министерства национальной экономики РК и НПП «Атамекен». В настоящее время НПП «Атамекен» и ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» совместно с заинтересованными государственными органами приступили к проведению анализа готовности рынка и анализа регуляторного воздействия по 1-й группе функций, предлагаемых к передаче в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
98 шаг
На уровне сельского округа, села, поселка, города районного значения будет внедряться самостоятельный бюджет местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.

Принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан». 

Законом предусматриваются нормы по расширению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления путем передачи двух видов налогов на местный уровень самоуправления (земельный налог на земли населенных пунктов с юридических лиц, земельный участок, который находится в городе районного значения, селе, поселке, и налог на транспортные средства с юридических лиц, зарегистрированных в городе районного значения, селе, поселке), некоторых видов штрафов. Законом внесены изменения в Бюджетный кодекс РК об обсуждении проектов бюджетов и об их исполнении на заседаниях общественных советов. 

Принят Приказ Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 195 «Об утверждении Правил предоставления трансфертов органам местного самоуправления». Поправки в данные Правила регламентируют порядок начисления дополнительно переданных на уровень местного самоуправления земельных и транспортных налогов от юридических лиц. 

Разработана концепция проекта закона на 2016 год, в рамках которого предусматривается поэтапное внедрение самостоятельного бюджета и собственности местного самоуправления, а также расширение полномочий органов местного самоуправления. Концепция одобрена Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан. 

Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года создана Рабочая группа по выработке предложений по вопросам совершенствования законодательных актов по вопросам развития местного самоуправления. 

Проведены семинары с участием членов Рабочей группы, а также представителей международных и отечественных неправительственных организаций, во время которых был изучен и рассмотрен опыт стран ОЭСР, в частности Германии, Франции, Венгрии, Польши, Китая. Проведены выездные семинары в Южно-Казахстанской, Кызылординской, Жамбылской, Актюбинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской областях, а также встреча с представителями акимата и акимами сел Целиноградского района для обсуждения предложений местных исполнительных органов к проекту закона. Совместно с учебным центром «Зерде» проводятся обучающие семинары для акимов сел. 

Созданы территориальные советы местного самоуправления во всех областях, кроме г. Алматы. Разработан законопроект по внедрению самостоятельного бюджета и коммунальной собственности МСУ.

99 шаг
Усиление роли общественных советов при государственных органах и акиматах в части обсуждения выполнения стратегических планов и программ развития территорий, бюджетов, отчетов, достижения целевых индикаторов, проектов программных документов. Закрепление статуса и полномочий общественных советов законом повысит прозрачность принятия государственных решений.
В начале ноября этого года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «Об общественных советах». Целью нового документа является закрепление правового статуса, порядка формирования и организации деятельности общественных советов, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечение широкого участия общественных институтов и граждан в принятии решений государственными органами всех уровней.
100 шаг
Создание государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг по образцу Canada service в Канаде и Centrelink в Австралии. Государственная корпорация интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему. Казахстанские граждане будут получать все государственные услуги в одном месте. Международная сертификация госуслуг на соответствие стандартам менеджмента качества серии ISO 9000.
С 1 марта 2016 года создано некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», объединившее в себе функции центров обслуживания населения, РГП «Научно-производственный центр земельного кадастра», РГП «Центр по недвижимости», РГКП «Государственный центр по выплате пенсий и пособий». Государственная корпорация «Правительство для граждан» – юридическое лицо, созданное по решению Правительства РК для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством РК, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме.